21.02.2024
news
Цифровизация-2024: разработчики ПО для стройки — о том, что предстоит сделать девелоперам, государству и им самим

Разработчики программных продуктов до сих пор вынуждены объяснять строительной отрасли, почему переход на технологии информационного моделирования необходим не только из-за государственных постановлений и почему время констатации себестоимости строительства только по факту его завершения прошло

Минстрой, «Дом.РФ», Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования, стройкомплекс Москвы — об их цифровых планах на 2024 год шла речь в прошлый раз.

А что же компании — разработчики отечественных программных продуктов? Какие задачи они называют приоритетными для себя и строительно-недвижимой отрасли в целом? И почему решение этих задач в 2024 году видится им таким важным?

Дмитрий Демин, директор дивизиона BIM компании АСКОН

«На протяжении последних трех лет, с момента выхода постановления правительства № 331, российское сообщество проектировщиков и строителей не переставало вести дискуссии о необходимости и эффективности применения ТИМ. Между тем импульс, заданный государством, не ослаб, а наоборот усилился: в декабре 2022 года были выпущены дополнения к ПП № 331— ПП № 2357, в которых сообщается о том, что с 1 июля 2024 года все новые проекты в жилищном строительстве будут обязаны реализовываться с ТИМ, а с 1 января 2025 года это же требование распространится на все девелоперские проекты в области долевого строительства. В январе этого года нормативная база пополнилась важным и нужным национальный стандартом ПНСТ 909-2024 «Требование к цифровым информационным моделям (ЦИМ) объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания». Он начал действовать уже с 1 февраля 2024 года. Таким образом, для обеспечения условий комфортного ведения бизнеса сектор жилого строительства должен решить главные задачи по цифровизации в кратчайшие сроки. В первую очередь необходимо обзавестись квалифицированными кадрами, способными обеспечить на практике требования к ЦИМ. Во-вторых, необходимо обеспечить аппаратную поддержку: компьютеры, сетевые ресурсы. Третий пункт в списке, но такой же важный, как и первые два, — необходимо определиться с набором программного обеспечения для каждой стадии ЖЦ ОКС: BIM САПР для проектирования, системы управления на стадиях строительства и эксплуатации, системы контроля финансового блока, среда общих данных (СОД) для объединения всех участников инвестиционно-строительного процесса в единый контур. Те компании, которые планомерно, шаг за шагом, начали решать эти задачи в 2021 году или раньше, безусловно, будут обладать преимуществом на строительном рынке. Тем, кто откладывал, необходимо мобилизовать ресурсы и оперативно привлечь внешний консалтинг».

Максим Нечипоренко, советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, заместитель генерального директора компании Renga Software

«В июле 2024 года вступают в силу поправки к постановлению правительства РФ № 331, в рамках которого применение BIM/ТИМ становится обязательным для застройщиков многоэтажного жилья, работающих с проектным финансированием. Таким образом, пройдены этапы разъяснений пользы и необходимости внедрения и применения информационного моделирования. А именно, что BIM/ТИМ позволяет повышать эффективность проектирования, улучшать прозрачность процессов между проектировщиками, строителями и застройщиками и увеличивает вероятность достраивания объектов в запланированные сроки и с запланированным качеством. Сегодня мы видим, что прогрессивные игроки строительного рынка уже перешли на BIM/ТИМ, за ними постепенно стал подтягиваться и определенный сегмент строительных компаний, и их подрядчики по проектированию. Однако статистика говорит, что больше половины, а то и 70% строительного рынка, так и не перешли на технологии информационного моделирования. Сейчас они подошли к этапу, когда обязательное регулирование коснулось их напрямую, и появляется риск не соответствовать государственным требованиям, если не перейти на цифровые технологии. Что нужно сделать тем, кто не перешел на BIM/ТИМ за эти оставшиеся полгода? Вначале разобраться в терминологии и в основных понятиях, выяснить, как строить процессы применения этой технологии, что первично и приоритетно не только с точки зрения государственных нормативов, но и какую пользу это принесет для собственных процессов. Для застройщиков самая важная задача — достоверность оценки объемов строительства, материалов, понимание стоимости затрат на выполнение строительно-монтажных работ и закупку материалов. Это то, ради чего нужно заниматься внедрением BIM/ТИМ. Стоит отметить, что сразу перейти к информационным моделям, которые будут оценивать объемы строительства, не получится. Сначала надо освоить предыдущую цепочку: научиться самим или с помощью подрядных проектировщиков создавать комплексные цифровые информационные модели, научиться их так моделировать и так наполнять информацией, чтобы из нее можно было получать не только спецификации для проектной документации, но и извлекать данные для последующей обработки в сметных или в управленческих системах (1С, IYNO и так далее). И даже если организации используют Excel, то цифры для такой таблички все равно должны приходить из информационной модели, чтобы данные были достоверными. Плюс, как я понимаю, нужно еще научиться работать с исполнительной документацией в электронном виде. Это тоже важно, и на это стоит обратить внимание».

Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore

«Строительная отрасль сегодня — один из драйверов экономики: как гражданское, так и инфраструктурное строительство растет быстрыми темпами. Цифровые методы управления могут сделать стройку более эффективной и по срокам, и по стоимости: по нашим данным, в среднем на 8%, в более узких направлениях — до 20%. В частности, стоит направить усилия на выстраивание цепочек и правил, некой логики внедрения и использования цифровых решений. Например, с 1 июля 2024 года застройщики должны будут использовать технологии информационного моделирования, и из этого рынку нужно получить максимум эффекта. Но не все понимают, что ТИМ — это только верхушка айсберга: она нужна в основном при подготовке проекта к строительству. И далеко не у всех есть понимание, как эти инструменты работают, а также существует высокая степень недоверия и консерватизм. Необходимо повышать зрелость рынка и его готовность к использованию цифровых данных и цифровых инструментов, и это — одна из ключевых задач для отрасли. Сегодня многие воспринимают цифровые инструменты как софт, который можно однажды установить и забыть. На деле это в корне неверно, потому что это прежде всего инвестиции в собственную компанию и повышение ее эффективности. Одна из причин низкого доверия к цифровым инструментам — малое количество действительно удачных внедрений, мы видим это по обратной связи от наших новых и потенциальных клиентов и партнеров. Еще одна причина — страх увеличения персонала: многие думают, что будет не хватать данных для качественной работы цифровой платформы, боятся дополнительной нагрузки. Еще одна актуальная проблема, которую предстоит решить отрасли, — нехватка квалифицированных инженерно-технических работников, которые непосредственно взаимодействуют с цифровыми данными. Мы видим, что сегодня квалификация ИТР находится на очень низком уровне. К сожалению, «старая гвардия» отрицает цифровизацию: людям консервативной закалки удобнее фиксировать данные на бумаге, они привыкли к этому еще с советских времен, и это самые ярые оппоненты цифровизации. А молодые, новые специалисты нечасто могут делать что-то для эффективности и с глубоким пониманием. Есть также проблема равного доступа на рынок: компании с административным ресурсом имеют больше клиентов, хотя в качестве они зачастую могут уступать другим разработчикам, у которых акцент именно на качество и эффективность».

Анастасия Морозова, генеральный директор компании IYNO

«Рынок недвижимости переживает очередные интересные времена. Невозможно не вспомнить классическое «никогда такого не было — и вот опять». Сегодня наше «опять» — это, конечно, изменения ключевой ставки и поддержки ипотечных программ. Многим девелоперам придется искать внутренние резервы, чтобы остаться привлекательными, поэтому контроль за себестоимостью строительства и, как следствие, его маржинальностью уже не первый год становится ключевой задачей. И тут невозможно не вспомнить еще одну классическую фразу: нельзя все делать как обычно и ожидать другого результата. Если мы хотим добиться большего управления себестоимостью, а не только констатировать факт и управлять «спиной назад», как сказал один из наших клиентов-девелоперов, надо что-то менять. Так что управление на основе данных и с использованием цифровых инструментов становится ключевым подходом, с помощью которого можно снизить и CAPEX, и OPEX строительства. Наши расчеты ROI показывают, что эффекты могут быть значительны и у крупных девелоперов оцениваться в миллиарды рублей. В задачи по цифровизации должно входить не только использование ТИМ, а организация единого потока связных данных — от проекта и рабочей документации до актов выполненных работ. Без стадий, на которых данные рассчитываются или проверяются вручную, без увеличения трудоемкости. Руководители на разных позициях должны иметь доступ к актуальной и достоверной информации, позволяющей им в любой момент времени более уверенно принимать решения. Платить или не платить завтра аванс подрядчику? Сменить подрядчика в минимальный срок, не ожидая неделями результатов работы КРУ и без переплаты за то, что не было сделано? Мы в графике или отстаем? Постановление правительства РФ № 2357 «О внесении изменений в постановление правительства РФ № 331», согласно которому использование информационного моделирования станет обязательным для всех объектов капитального строительства, безусловно придает цифровизации отрасли дополнительный импульс. Однако основным драйвером цифровизации должно быть понимание, что время констатировать себестоимость по факту завершения строительства прошло — нужно ей управлять. А это возможно только с помощью цифровых инструментов по работе с данными, где BIM-модель — лишь стартовая точка, и вместе с другими продуктами она может обеспечить связь между элементами модели и работами, которые должны быть проведены на стройплощадке. Поток данных становится непрерывным, время на получение необходимых данных снижается. Так, в нашем недавнем эксперименте мы получили 89-процентное снижение трудозатрат на составление ведомости объемов работ и смет по сравнению с классическим методом. При этом любые изменения, которые происходят в проекте, будут приводить к автоматическому пересчету ведомости, то есть сокращение трудозатрат будет еще больше».

Как отмечает эксперт, также будут актуальны задачи интеграции различных программных продуктов и постепенного внедрения искусственного интеллекта на различных этапах строительства. «С одной стороны, крупные девелоперы уже достаточно много инвестировали в разработку собственных решений по цифровизации различных этапов процесса строительства, и эти инвестиции им не хотелось бы терять. С другой стороны, очевидно, что на создание полноценного решения, обеспечивающего не кусочную автоматизацию, а единый поток связных и актуальных данных, нужны не только деньги (давайте предположим, что у больших игроков их, по крайней мере, было в достатке), но главное — время. Именно время сегодня самый дефицитный ресурс. Работать над удержанием маржинальности надо сейчас, а не через год-два-три, которые необходимы для доработки собственных решений», — уверена Анастасия Морозова.

По ее наблюдениям, все больше крупных игроков, уже сделавших значительные инвестиции в свои разработки, смотрят на рыночные решения, а перед командами разработчиков все чаще ставится задача вписаться в существующий IT-ландшафт, усиливая собственные разработки и не меняя тех решений, которые уже работают на отдельных участках.

«Это, в свою очередь, усиливает тренд на коллаборацию между различными производителями ПО. Большинство разработчиков понимают, что для реализации задач по управлению себестоимостью и сохранению маржинальности девелоперских проектов необходима единая цифровая среда. Для ее формирования важна совместимость различных цифровых продуктов, чтобы они могли интегрироваться между собой и тем самым обеспечивать непрерывный поток обмена данными. Мы еще в прошлом году стали кооперироваться с некоторым ицифровыми решениями коллег, а в 2024-м список подобных задач еще больше увеличился», — считает Анастасия Морозова.

Что ж, осталось спросить самих девелоперов, как раз из числа крупных, давно и активно вовлеченных в процесс цифровизации: чем они будут заниматься в 2024 году? Какие приоритетные задачи решать, какие следующие цифровые шаги делать? Об этом в заключительной части материала.

21.02.2024
news
Разделяй и выдавай: Россию хотят поделить на пять «ипотечных кластеров»

Российские регионы могут разделить на пять «ипотечных кластеров» в зависимости от темпов роста населения и объемов строительства в них, выяснили «Известия». Такая инициатива прорабатывается в правительстве. Предполагается, что субъекты поделят на «динамичные», «с нехваткой спроса», «с нехваткой предложения», «стагнирующие» и «депрессивные». Исходя из разделения, могут принимать решение о поддержке строительного рынка. Участники рынка такой подход поддержали, отметив, что реализовать его сложно — регионы будут динамично переходить из одного кластера в другой.

 

По какому принципу регионы могут поделить на кластеры

 

Правительство РФ прорабатывает вопрос внесения изменений в ипотечные программы с господдержкой, сообщили «Известиям» в пресс-службе губернатора Санкт-Петербурга. Предполагается, что регионы возможно разделить на пять кластеров: «динамичные», «с нехваткой спроса», «с нехваткой предложения», «cтагнирующие», «депрессивные».

Эта концепция впервые появилась в Стратегии развития строительной отрасли от 31 октября 2022 года («Известия» ознакомились с документом). Согласно ей, к первому кластеру отнесут регионы с высокими темпами роста населения и большими объемами ввода жилья, где спрос не покрывается предложением, а доступность недвижимости низкая.

Во второй кластер, судя по документу, включат субъекты с избытком предложения недвижимости при оттоке населения и снижении доходов. К третьему кластеру могут отнести области с низкими объемами ввода жилья, которые не покрывают спрос.

В четвертом кластере будут находиться регионы с невысокими объемами жилого строительства, но без перекосов спроса и предложения, следует из Стратегии. А в пятой группе — с наиболее низкими объемами ввода недвижимости и активным снижением численности населения.

В сентябре 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин сообщал, что правительство предложит перейти на зональный (кластерный) подход к госпрограммам по окончании действия льготной ипотеки летом 2024-го.

— Уже к весне следующего года мы внесем эти предложения, — заявил Марат Хуснуллин в июле 2023 года.

При этом в конце декабря вице-премьер уточнял, что льготную ипотеку могут продлить в отдельных регионах со слабым спросом на жилье.

«Известия» направили запросы в правительство РФ и правительства регионов, Минстрой, Минэк и АО «ДОМ.РФ».

 

Как к инициативе относятся ведомства и рынок

 

В четырех опрошенных «Известиями» банках поддержали разделение регионов на кластеры. Госпрограммы до сих пор остаются основным драйвером ипотечного рынка и единственной возможностью приобрести жилье для многих россиян, подчеркнула главный аналитик управления ипотечных продуктов «Росбанк Дом» Ирина Бабина.

Продление льготной ипотеки целесообразно в трех кластерах — «с нехваткой спроса», «стагнирующих» и «депрессивных», считает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. В этих регионах льготная ипотека позволит простимулировать спрос на жилье, увеличит темпы строительства и обновления жилого фонда, что в конечном итоге поддержит местную экономику.

— Дифференциация условий льготной ипотеки в зависимости от региона обсуждается с прошлого года. В целом эта мера позволит сделать программу более адресной: развивать жилищное строительство в одних регионах и не допускать ценовых пузырей в других, — пояснил он.

Вероятность принятия инициативы велика, полагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. Он напомнил, что глава Центробанка призывала дифференцировать ставку льготной ипотеки в зависимости от региона выдачи.

— Думаю, что нам надо будет вместе с правительством обсудить, как дифференцировать, — уровень доходов населения может быть одним из критериев, — заявила Эльвира Набиуллина в ноябре 2023 года.

В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что регулятор готов рассмотреть предложения по разделению регионов на кластеры, если они к нему поступят.

Министерство финансов также придерживается позиции о необходимости адресной и социальной направленности льготных программ, сообщили в пресс-службе ведомства.

При этом Минфин не участвует в проработке инициативы, уточнил близкий к ведомству источник. По его словам, такой подход сложно реализуем. Создать четкие критерии, на основе которых субъекты можно разделить на кластеры, очень сложно.

— Наверняка найдутся регионы, власти которых будут заявлять, что их либо недооценили, либо переоценили, — отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

 

Как регионы могут распределить по кластерам

 

По данным на 19 февраля 2024 года, из общего количества жилья в России 44% остается нераспроданным, что свидетельствует о недостаточном спросе по всей стране, подчеркнула аналитик ФГ «Финам» Полина Щукина. Эта проблема актуальна для столичных регионов — там наблюдается избыток предложения при ограниченном спросе.

Тем не менее Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, безусловно, отнесут к динамичным рынкам, поддержка которых льготными программами будет ниже, считает Евгений Миронюк из «БКС Мир инвестиций».

Помимо столичных регионов в «динамичный» кластер могут войти Казань, Екатеринбург и Краснодарский край, отметила управляющий директор центра развития ипотечного бизнеса УБРиР Алина Буслова. Помимо этого, девелоперы в последние годы проявляют интерес к Тюмени, Ярославлю, Омску и Перми — городам, где активно растет платежеспособность клиентов.

В кластер «с недостатком предложения» могут войти регионы с меньшим объемом строительства, где сданное в эксплуатацию жилье уже продано. К таковым, например, относятся Иркутская область и Чувашия, полагает Полина Щукина.

При этом есть регионы, где льготная ипотека востребована менее всего, — например, на Дальнем Востоке, где действует отдельная госпрограмма под 2%, напомнила Ирина Бабина из «Росбанк Дом». Из-за этого их распределение по кластерам может быть затруднено.

При проработке инициативы также важно учитывать динамичность перехода регионов из одного кластера в другой, отметила Полина Щукина. По ее словам, частый пересмотр условий может быть нецелесообразным. Тем не менее такой подход в перспективе способен простимулировать общий спрос на жилье в РФ и повысить его доступность для населения.

21.02.2024
news
Кассационный суд: Для расширения лоджии надо брать согласие всех жильцов дома

Первый кассационный суд общей юрисдикции сделал принципиально важное разъяснение: решение о строительстве надстройки над козырьком подъезда в многоквартирном доме должно быть принято при участии всех собственников. Если кто-то будет против, то ничего построить не получится. Потому что - нельзя.

Разъяснение прозвучало в ходе рассмотрения конкретного дела. Некий гражданин попытался узаконить "прибавку" к своей квартире. "Собственник одной из квартир второго этажа многоквартирного дома возвел над входной группой (козырьком) подъезда кирпичную пристройку к лоджии своей квартиры, тем самым увеличив ее площадь, - рассказывают в кассационном суде. - Строительство выполнено на основании протокола общего собрания собственников жилого дома, в котором принято решение о возведении указанной надстройки и о ее включении в состав общего имущества собственников дома. При этом разрешение на строительство пристройки администрацией не выдавалось".

Администрация города потребовала снести пристройку. Нижестоящие инстанции решили, что чиновники проявили излишнюю категоричность. Мол, надстройка неопасна, соседи вроде бы не возражали, так почему бы не узаконить ее задним числом? Однако так рассуждать было ошибкой.

Кассационный суд отметил: согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкций или перепланировок, влекущих присоединение к реконструированному помещению части общего имущества.

"Однако в протоколе общего собрания собственников отсутствуют сведения о количестве лиц, принявших участие в голосовании, а на последующем собрании, где принималось решение о подтверждении ранее принятого решения о строительстве надстройки, приняли участие не все собственники. При таких обстоятельствах дело направлено на новое апелляционное рассмотрение", - объяснили в кассационном суде.

Иными словами, шансы у надстройки появятся лишь в том случае, если свою подпись за нее поставят абсолютно все собственники дома.

Напомним, недавно Верховный суд России утвердил масштабный обзор судебной практики по вопросам, связанным с реконструкцией и перепланировкой жилищ. В документе впервые были даны детальные разъяснения, в каких случаях для проведения ремонта потребуется согласие всех жильцов дома.

Вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов отметил, что Верховный суд России в своем обзоре сделал целый ряд ключевых пояснений, которые помогут сформировать единую практику по всей стране. Не должно быть каких-нибудь рязанских перепланировок, недопустимых, скажем, в Костроме, или хабаровских реконструкций, запрещенных в Самаре. Нет, правила должны быть одинаковыми для всей страны.

Согласие всех соседей потребуется и в тех случаях, когда перепланировка влечет уменьшение общего имущества собственников дома. Например, получить единогласное соседское одобрение надо будет в случае реконструкции холла, чердака, подвала.

21.02.2024
news
При оплате услуг ЖКХ вводится важное новшество: эксперт объяснил изменение

В конце минувшей недели Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене идентификации граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг до 60 тыс. рублей. Как это нововведение отразится на стоимости услуг ЖКХ и порядке их оплаты, «МК» выяснил у эксперта.

Согласно принятому депутатами в первом чтении законопроекту, максимальный лимит, при котором финансовые организации могут не проводить идентификацию граждан, увеличивается сразу в 4 раза - с 15 тыс. до 60 тыс. рублей, если речь идет об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Для чего понадобилось столь резко менять «планку» идентификации? Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему напоминают, что предельный размер суммы платежа, при котором не требуется идентификация клиента, был введен в в уже достаточно далеком 2006 году. Он касался отдельных операций, в том числе платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, и составлял тогда 30 тыс. рублей. В 2009 году, на волне тогдашнего финансового кризиса, был установлен лимит для всех видов платежных операций, включая услуги ЖКХ – но уже 15 тыс рублей.

«Уже в тот момент отдельные платежи за жилищно-коммунальные услуги превышали предельную сумму и требовали проведения идентификации плательщика», – говорится в пояснительной записке.

За минувшие полтора десятка лет многое изменилось: и инфляция набежала весьма существенная, и курс рубля заметно изменился…Ну и размер платы за услуги ЖКХ, соответственно, тоже сильно вырос. Так, в 2023 году среднемесячный платеж за ЖКУ был выше, чем в 2009 году, в 3,3 раза. В некоторых регионах (в Москве и на территориях Крайнего Севера) он достиг действующего лимита. Из-за этого в месяц приходится проводить идентификацию не менее 200 тыс. плательщиков по всей стране.

Словом, к нынешнему моменту среднемесячный платеж за ЖКХ фактически достиг, по крайней мере, в отдельных регионах РФ величины действующего в настоящее время лимита в 15 тыс. рублей. Следовательно, идентификация личности превратилась из эксклюзивной практически в массовую операцию для банков, которым требуется проводить ее в отношении чуть ли не половины всех плательщиков за коммунальные услуги.

В то же время, «операции по приему денежных средств от физических лиц за ЖКХ в принципе не обладают признаками операций, имеющих запутанный или необычный характер, имеют очевидный экономический смысл и законную цель», – говорится в пояснительной записке. Иными словами, зачем тратить время, силы и деньги на никому, в сущности, не нужную идентификацию? Вот депутаты и решили резонно резко поднять порог для ее проведения и, соответственно, сократить объемы ее проведения для банков.

Авторы законопроекта уверены, что при динамике роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, количество случаев выставления счетов на сумму больше 15 тыс. руб. за месяц будет постоянно расти и дальше. По их мнению, принятие законопроекта облегчит процедуру приема платежей для значительного числа россиян и упростит прием оплаты накопленной многомесячной задолженности за ЖКХ.

По мнению эксперта в области ЖКХ, аналитика тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, вводимые изменения касаются не сумм, а самого процесса оплаты коммунальных услуг. Эксперт обращает внимание на то, что согласно действующему антиотмывочному законодательству, финансовые организации, занимающиеся приемом платежей, в том числе коммунальных, обязаны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных переводах, которые могут осуществляться для незаконных операций. Этим целям и служит идентификация граждан, осуществляющих переводы. Понятно, что вряд ли серьезные правонарушения могут быть связаны с суммами в 15 тысяч рублей, в связи с чем резкое поднятие данного порога смотрится вполне логично и обоснованно.

Что касается интересов населения, то поданным Склянчука, 95% жильцов в стране платят в среднем от 5 до 7 тысяч в месяц, существенно не дотягивая даже до старой нормы – 15 тыс рублей. Конечно, за элитные квартиры плата составляет и 60 тысяч, и100 тысяч рублей в месяц и даже более. Там в оказание коммунальных услуг входят: охрана, консьержка, парковка, лобби, видеонаблюдение и многое другое. Но все это могут себе позволить не более 5 % жителей страны...

По мнению эксперта, повышение порога идентификации никак не повлияет на общую задолженность населения за услуги ЖКХ, которая, по данным Росстата, на начало этого года превысила 900 млрд рублей. При этом число злостных должников за услуги ЖКХ (то есть тех, по кому имеются исполнительные производства о взыскании) составило, по данным Федеральной службы судебных приставов, около 8 млн человек.

Павел Склянчук считает, что отмена идентификации до 60 тысяч рублей может даже принести определенную пользу для жильцов. У расчетных центров уменьшаются операционные расходы за услуги в приеме платежей. А если у них снизится финансовая нагрузка, связанная с антиотмывочным законом, они могут на какую-то долю процента снизить размер своей комиссии. Что в итоге отразится на общей сумме платежа в сторону понижения.

Введите свой email для подписки на почтовую рассылку

Укажите email

Ваша email успешно добавлен в рассылку!

Позвоните нам
8(987)-333-77-62
Или оставьте заявку, мы с Вами свяжемся
Укажите имя
Укажите телефон
Подтвердите согласие на обработку ПД

Ваша заявка успешно отправлена!